Вождение и сонПонятие «вождение в полусонном состоянии», возможно, звучит несерьёзно, но количество несчастных случаев, вызванных засыпанием водителя за рулём, с каждым годом уносит всё больше жизней и приводит к травматизму. Вождение в состоянии сонливости настолько же опасно, как и вождение в состоянии алкогольного опьянения, о чем свидетельствует анализ числа травм и смертей, полученных при вождении. Заснули ли вы за рулём или у вас замедлилась скорость реакции, и вы стали допускать ошибки в вождении — всё это в равной мере может привести к серьёзным опасным последствиям вождения в состоянии сонливости.

Что такое сонливость?

Ваше тело испытывает потребность в трёх вещах: еде, пище и сне. Если вы откажетесь от принятия воды или пищи, то можете умереть. Вы можете пытаться не спать, однако потребность вашего тела во сне настолько велика, что мозг всё равно заставит тело спать, вне зависимости от характера вашей деятельности.

Сонливость может вызываться несколькими факторами: временем внутренних биологических часов, воздействием солнечного света/темноты и количеством времени, которое вы провели в состоянии бодрствования. Сигналы от ваших внутренних часов (называемых циркадными ритмами) вызывают сонливость дважды в день: вечером — перед сном и 12 часов спустя, во время «сиесты». Смена дня и ночи помогает настроить наши внутренне часы. Вдобавок, количество времени, которое мы проводим в состоянии бодрствования, усиливает нашу потребность во сне (т.е. чем дольше вы бодрствуете, тем больше вам требуется сна).

Хотя для каждого человека требуется разное количество сна, большинству взрослых людей требуется в среднем 8 часов. Если вы спите меньше 8 часов, у вас развивается дефицит сна. Если вы не получаете достаточного количества сна, то дефицит нарастает. Ваш дефицит сна продолжает нарастать по мере того, как вы набираете всё больше и больше часов упущенного сна. Чем дольше вы стараетесь бодрствовать или чем больше ночей вы не получаете достаточного количества сна, тем сонливее вы становитесь, и тем больше это влияет на ваши умственные и физические способности.

Чрезмерная сонливость снижает вашу бдительность и производительность труда. Ваши реакции замедляются, и появляется больше проблем с принятием решений. Также понижается внимание, память, страдает координация движений. Люди, которые иногда испытывают сонливость, не осознают, что они имеют её проявление, что делает сонливость ещё более опасной.

Состояние при сонливости такое же, как и после приёма алкогольных напитков. В Америке предельно допустимой концентрацией алкоголя в крови является 0,08. Исследование, проводившееся в 1997 году, показало, что бодрствование в течение 18 часов вызывает состояние, сходное с тем, когда содержание алкоголя в крови — 0,05. После 24 часов бодрствования эта концентрация достигает 0,10. Даже если вы не досыпаете только 1 или 2 часа за ночь, сонливость может ухудшить вашу способность водить автомобиль в большей степени, чем предельно допустимая концентрация алкоголя в крови.

Этот факт становится ещё более тревожным при сопоставлении с количеством сна, которое взрослые получают каждую ночь. Отчёты по исследованию сна показали, что взрослые не получают рекомендованные 8 часов сна.

Одно исследование выявило, что 64% взрослых спят меньше 8 часов в сутки и 32% — 6 часов или меньше. Находились ли вы в состоянии глубокой сонливости только один раз за вашу жизнь или вы хотите спать постоянно — последствия вашего состояния могут быть необратимыми.

Насколько распространено вождение в состоянии сонливости?

Американская Администрация Безопасности Движения отмечает, что ежегодно, по отчётам полиции, сонливость является причиной 100000 аварий, из которых 76000 сопровождаются травмами и 1500 — смертельными исходами. Это составляет, по данным полиции, 1-3% всех аварий и 4% всех фатальных исходов.

В ходе социальных опросов была обнаружена ещё более высокая степень сонливости за рулём. В одном из опросов 55% респондентов отметили, что в предшествующем году водили машину в состоянии сонливости. 23% опрошенных признались, что имели случаи засыпания во время вождения, не сопровождавшиеся авариями, и 2% сказали, что попали в аварию, когда вели машину в состоянии сонливости.

Однако не так просто доказать, что именно сонливость явилась причиной несчастного случая, так как не существует достоверных тестов по определению сонливости (как, например, прибор для определения уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе). Лица, регулирующие движение, не обучены выделять происшествия, обусловленные сонливостью, и поэтому обычно классифицируют их, как происшествия, обусловленные превышением скорости или интоксикацией. В США в полицейских отчётах отсутствует код «авария, обусловленная сонливостью», а также не существует центральной базы данных, по которой можно было бы отслеживать такие аварии.

Обычно не бывает свидетелей сонливости водителя, которая привела к аварии, а сами водители не всегда осознают, что они испытывали сонливость перед тем, как задремали. В реальных условиях заснувший за рулем водитель после аварии часто выглядит активным, что может ввести в заблуждение дорожную инспекцию, которая не может оценить степень его сонливости при вождении. Когда сонливость сочетается с алкоголем, то часто в качестве единственной причины несчастного случая указывается алкогольная интоксикация. После несчастного случая многие водители не сообщают милиции, что они находились в состоянии сонливости. Все эти факторы уменьшают официальное число несчастных случаев, вызванных сонливостью, поэтому этот официальный показатель очень низкий. Существующие же методы статистических исследований в этой области показывают, что количество несчастных случаев, связанных с сонливостью водителей, возрастает каждый год.

Водители должны быть лучше осведомлены о правилах поддержания хорошего сна. При появлении первых признаков сонливости следует прекратить вождение. Необходимо также уделить больше внимания вопросу дефицита сна, так как это серьёзная проблема.

Каковы типичные характеристики дорожных происшествий, связанных с сонливостью?

Время дня. Как уже говорилось, внутренние биологические часы дают нам сигналы ко сну дважды в день: ночью и во время «сиесты» после полудня. В эти два периода у людей появляется сонливость, вне зависимости от того, получили ли они достаточное количества сна или нет. Согласно статистике, существует два периода, когда происходят несчастные случаи, связанные с полусонным состоянием. Большинство происшествий такого плана приходится на период с 12 часов ночи до 8 часов утра и между 1 и 3 часами дня. Если вам необходимо садиться за руль в эти промежутки времени, удостоверьтесь, что вы получили достаточное количества сна накануне.

Водитель без пассажиров. В одном из исследований было показало, что 82% аварий, связанных с засыпанием/сонливостью, случились с водителями, которые ехали без пассажиров. Одинокому водителю не с кем общаться, и никто не поддерживает его бдительность на должном уровне. Обычно пассажир в состоянии заметить, когда водитель начинает засыпать. Поэтому если в машине есть ещё несколько человек, умеющих её водить, они могут сменять друга и тем самым избежать несчастных случаев, связанных с засыпанием за рулём.

Отсутствие действий по предотвращению аварии. Поскольку сонливый или уснувший человек может на мгновение закрыть глаза, обычным признаком дорожных происшествий, связанных с сонливостью, является то, что водитель не делает попытки избежать аварии. Из-за этого высокий процент аварий в состоянии сонливости заканчиваются летальным исходом. Согласно отчётам, 4% всех дорожно-транспортных происшествий с летальными исходами вызваны сонливостью водителя. Сонливый водитель, в отличие от бдительного водителя, менее способен совершить правильное действие для избежания аварии, что подтверждается отсутствием признаков следов заноса или свидетельств очевидцев о включении тормозных огней.

Кто подвергается наибольшему риску?

Молодые водители мужского пола. В одном из исследований несчастных случаев, вызванных засыпанием за рулём, в 55% аварий возраст водителей был менее 25 лет. 75% из этих водителей были мужского пола. Сонливость может возникать из-за стиля жизни или поведения, и, избирая такой жизненный путь (поздно ложатся спать, работают долго), люди приводят себя к сонливости.

Работающие в ночную смену, совершающие деловые путешествия и другие, страдающие расстройством циркадного ритма. Люди, которые работают в ночную смену, пытаются спать, когда их тела хотят бодрствовать, а работать, когда их тела хотят спать. Из-за этого такие люди могут страдать от расстройств циркадного ритма, когда природная схема сон-бодрствование изменяется работой и образом жизни. Люди, совершающие деловые путешествия, особенно те, которые пересекают несколько временных зон, также испытывают дискомфорт, подстраиваясь под график, отличающийся от их обычных физиологических ритмов или от распорядка, к которому они привыкли дома. Любая из этих причин может вызвать недостаток сна или плохое его качество. Это может привести к появлению сонливых водителей, бдительность которых намного ниже той, которая необходима для выполнения задач вождения автомобиля.

Водители, страдающие от кумулятивной (накопительной) частичной депривации сна. Некоторые люди страдают от кумулятивной частичной депривации сна (например, постоянно получают меньше рекомендованных 8 часов сна за ночь). Они отмечают сильное желание подремать во множестве различных ситуаций и, следовательно, у них больше риск попасть в дорожно-транспортное происшествие. С каждым днём их дефицит сна становится всё больше и больше. И чем больше дефицит сна, тем сильнее потребность тела во сне. Они становится чрезмерно сонливыми, что снижает их внимание и производительность в выполнении различных заданий, включая и вождение автомобиля.

Водители, страдающие от острой депривации сна. Это такие люди, которые остаются в состоянии бодрствовании в течение многих часов (например, работают весь день, а ночью совершают поездку). Этот недостаток сна очень сильно влияет на их внимание и понижает способность обращать внимание и быстро реагировать на различные ситуации во время вождения. Одно исследование показало, что у водителей, остающихся в состоянии бодрствования 15 и более часов, риск попадания в аварию в 4 раза больше. А если водитель бодрствует 20 или более часов, риск увеличивается в 30 раз.

Водители с невылеченными расстройствами сна. Водители, которые имеют недиагностированный или нелечённый синдром обструктивного апноэ во время сна, а также страдающие нарколепсией или другими расстройствами сна, подвергаются большому риску, потому что при отсутствии адекватной терапии эти заболевания не позволяют получить нормальный сон ночью. Поэтому самым распространённым симптомом расстройств сна является чрезмерная дневная сонливость. Исследования показали, что синдром обструктивного апноэ сна выявляется у многих людей и в 2-7 раз увеличивает частоту аварий, связанных с сонливостью. Для получения более полной информации по расстройствам сна обратитесь к вашему лечащему врачу или специалисту по проблемам сна.

Водители, принимающие лекарства, побочным эффектом которых является сонливость. Некоторые самостоятельно приобретенные или назначенные врачом лекарства могут вызвать у Вас сильную сонливость. У таких препаратов имеются соответствующие предупреждения в инструкциях по применению, потому что их побочные эффекты снижают внимание водителей и скорость реакции. К этим лекарствам относятся снотворные, наркотические обезболивающие препараты, некоторые антидепрессанты, транквилизаторы, некоторые гипотензивные средства, таблетки/растворы для лечения простуды или кашля и миорелаксанты.

Сонливые водители, принявшие алкоголь. Обычно алкоголь вызывает сонливость, и сам по себе может стать причиной аварии. Однако при сочетании с избыточной сонливостью его эффекты приумножаются. Алкоголь повышает сонливость, существенно снижает умственную и физическую бдительность и значительно чаще, чем алкоголь или сонливость в отдельности, становится причиной дорожно-транспортных происшествий, при которых машину выносит с полосы движения. В одном из исследований на симуляторе вождения, уровни алкоголя ниже официально разрешённого при вождении вызывали большее количество ошибок после четырёх часов сна, чем после восьми часов сна. Исследование показало, что принятия бутылки пива человеком после 4 часов сна равносильно принятию 6 бутылок пива хорошо отдохнувшим человеком.

Каковы признаки сонливости?

Ниже представлены некоторые из наиболее частых признаков того, что водитель чрезвычайно сонлив. Если при вождении у вас возникает один или все из ниже представленных ощущений, то вы рискуете попасть в автодорожное происшествие:
— Вы не можете вспомнить, как вы проехали последние несколько километров;
— Вы неосознанно пересекли разделительную полосу или наезжаете на дорожные ограничители;
— Ваше внимание ослаблено, и мысли блуждают;
— Вы замечаете, что стали часто зевать;
— Вы не способны сфокусироваться или держать глаза открытыми;
— Вы пропускаете дорожные знаки или не сохраняете дистанцию (приближаетесь к впереди идущему транспорту);
— Вы «клюёте носом» и Вам трудно держать голову в нормальном положении.

Как избежать сонливости за рулём?

Два самых эффективных способа, предотвращающие сонливость за рулём, обусловлены выбором правильного поведения. Первый способ — хорошо выспаться перед тем, как садиться за руль. К сожалению, многие люди не задумываются о последствиях сонливости за рулём до того, как они испытают воздействие сонливости. Лучшей профилактикой сонливости является сон, а заменить его ничем нельзя. Образ жизни с поддержанием достаточного количества сна является оптимальным способом предотвращения сонливости за рулём.

Другой способ предотвратить сонливость за рулём — остановить машину и поспать, чувствуете ли вы появление признаков сонливости или нет. Когда у вас появляется сонливость, вы не всегда можете осознать её признаки или думаете, что справитесь с этой проблемой, продолжая вождение в сонливом состоянии. Если вы чувствуете сильную усталость или засыпаете за рулём, то для безопасности следует прекратить вождение или остановиться, пока вы ещё контролируете своё состояние. Даже если вы думаете, что можете справиться с сонливостью, подумайте о том, что не так легко сонливым водителям осознать, насколько опасно их состояние.

Водителям также следует избегать употребления алкоголя и лекарств, которые влияют на вождение. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом по поводу любых принимаемых препаратов, если не знаете, влияют ли они на ваши водительские способности.

Приспособления, способствующие поддержанию бдительности. Одним из наиболее эффективных приспособлений, способствующих поддержанию бдительности, являются «гудящие» полосы, расположенные с обеих сторон автострады. Цель этих приспособлений — воспроизводить достаточное количество шума и вибрации, чтобы разбудить задремавшего водителя, чей автомобиль начал съезжать с дороги. Было доказано, что «гудящие» полосы, хотя и предотвращают смещение автомобиля за пределы дороги, не являются достаточной мерой предупреждения столкновения задремавшего водителя со встречным транспортом.

Некоторые производители автомобилей проводили эксперименты по использованию устройств внутри машины для поддержания бдительности водителей. Эти устройства предназначены для мониторирования сонливости водителей, и некоторые имеют сигналы тревоги. В настоящее время недостаточно информации для доказательства эффективности таких устройств. Кроме того, водители, полагаясь на эти приспособления, забывают, что сонливость может быть предупреждена только достаточным количеством сна. Фактически эти устройства дают сонливым водителям ложное чувство безопасности: они полагают, что такие приспособления защитят их и не дадут заснуть.

Лица, работающие по сменному графику и путешествующие через временные пояса. Лучший способ профилактики среди ночных рабочих и их работодателей — просветительская работа. Несколько разработанных в этой области программ успешно применялись. Уменьшение частоты перехода из смены в смену, перевод в смены вперёд по ходу времени, установление регулярных периодов отдыха, предоставление времени для физических упражнений и использование яркого света могут свести до минимума неблагоприятное влияние сменной работы на биологические часы.

Путешествующие через временные пояса для улучшения адаптации могут подстроить время своего сна под новую временную зону до перелёта (если возможно, старайтесь до перелёта использовать новый ритм сон/бодрствование). Периоды отдыха, упражнения и использование яркого света также могут быть полезны для подстройки под новый временной пояс.

Осведомлённость о расстройствах сна. Как упоминалось выше, сонливость у некоторых водителей может быть обусловлена невылеченными расстройствами сна. Наиболее распространёнными расстройствами являются синдром обстуктивного апноэ сна и нарколепсия. Привычный громкий храп, недостаток воздуха во сне или остановка дыхания — наиболее частые симптомы обстуктивного апноэ сна. Этот синдром вызывает многочисленные пробуждения ночью (хотя пациент о них обычно не помнит) и не восстанавливающий силы сон. Нарколепсия вызывает быстрое засыпание почти в любой ситуации в любое время дня. Эти расстройства сна должны быть диагностированы и адекватно пролечены врачом-специалистом (сомнологом).