Результаты двух проведенных исследований, поддержанных Национальными институтами здоровья США, свидетельствуют о том, что дети, у которых выявляются проблемы с дыханием во время сна, имеют худшие показатели при проведении тестирования для оценки умственного развития и интеллекта по сравнению с другими детьми их возраста. Результаты обоих исследований опубликованы в октябрьском выпуске Журнала педиатрии.

Первое исследование, профинансированное Национальным институтом детского здоровья и развития человека показало, что в возрасте 1 года дети, у которых отмечались многочисленные, короткие остановки дыхания (апноэ) или замедление частоты сердечных сокращений во время сна имели худшие показатели при проведении тестов на умственное развитие по сравнению с другими детьми этого возраста.

Второе исследование финансировалось в основном национальным институтом сердца, легких и крови.
Результаты показали, что 5-летние дети, у которых отмечался частый храп, шумное или громкое дыхание во время сна, или апноэ во сне, замеченные родителями, имели худшие показатели при проведении тестов на интеллектуальное развитие, память, и других стандартных когнитивных тестов по сравнению с другими детьми их возраста. У них также с большей частотой отмечались проблемы с поведением.

«Результаты этих исследований подтверждают полученные ранее данные, свидетельствующие о том, что проблемы с дыханием во время сна связаны с серьезными последствиями для здоровья детей»- говорит Карл Хант (Carl E. Hunt, M.D.), доктор медицины, директор Национального центра по изучению расстройств сна Национальных институтов здоровья. «Вместе с тем, в настоящее время мы еще не знаем, вызывают ли проблемы со сном во время этих эпизодов ухудшение показателей тестирования, либо эпизоды нарушения сна и сниженные показатели тестирования отражают некий общий влияющий на них механизм».

Более 10 процентов детей младшего возраста имеют привычный храп, являющийся наиболее легкой формой нарушений дыхания во время сна. От 1% до 3% детей страдают от обструктивного апноэ сна – более тяжелого варианта нарушений дыхания во сне, при котором дыхание многократно останавливается на непродолжительное время во сне.

Нарушения дыхания, по-видимому, в большей степени распространены у детей ясельного и детсадовского возраста по сравнению с детьми более старшего возраста, так как у детей младших возрастных групп чаще выявляется увеличение аденоидов и миндалин, которые могут на непродолжительное время блокировать прохождение воздуха чрез дыхательные пути на уровне задних отделов глотки во время сна.

У афроамериканских (черных) детей нарушения дыхания во время сна регистрируются приблизительно в 2 раза чаще по сравнению с белыми детьми. Дети с избыточной массой тела или ожирением также чаще страдают от нарушений дыхания во сне.

В первом исследовании ученые обследовали 256 родившихся в срок и родившихся недоношенными детей в возрасте 1 года при помощи стандартизованного теста, предназначенного для оценки физического и умственного развития. Дети были участниками многоцентрового Содружественного домашнего исследования по мониторингу и оценке здоровья младенцев (CHIME).

Исследование CHIME направлено на выявление факторов, которые повышают риск Синдрома внезапной смерти младенцев. В исследование включались здоровые младенцы, а также дети с повышенным риском синдрома внезапной смерти младенцев по причине того, что они рождались недоношенными, у них выявлялось опасное для жизни событие во время сна, либо у них был близкий родственник, погибший от этого синдрома.

Дыхание, частота сердечных сокращений и уровень насыщения крови кислородом у детей непрерывно регистрировались в домашних условиях при помощи электронных устройств в течение первых 4-6 месяцев жизни.

Исследователи обнаружили, что младенцы, у которых выявлялось более 5 эпизодов аномального замедления ЧСС или событий апноэ во время периода мониторинга имели худшие показатели при проведении теста на умственное развитие в возрасте 1 года по сравнению с детьми, у которых не выявлялось подобных эпизодов. Указанные эпизоды часто сопровождались падениями насыщения крови кислородом.

Более низкие значения показателей умственного развития сохранялись даже после математической обработки данных с целью учета влияния других факторов, способных оказать влияние на умственное развитие недоношенного ребенка. Исследование показало также, что доношенные дети, у которых выявлялись аномальные эпизоды во время сна, имели худшие показатели тестирования по сравнению с другими доношенными детьми, о чем свидетельствуют данные ведущего автора – д-ра Ханта, полученные при проведении исследования в Медицинском колледже Огайо.

Во втором исследовании участвовали 205 детей в возрасте 5 лет. Исследователи Медицинской школы Бостонского университета сравнили показатели нейрокогнитивных функций и поведения 61 ребенка с нарушениями дыхания во сне и 144 детей, не имевших указанных симптомов.

Симптомы нарушений дыхания во сне, указанные родителями, включали в себя частый храп; тяжелое, громкое или шумное дыхание во время сна; или замеченные во время сна ребенка события апноэ. Ночное исследование сна (полисомнография) также было проведено для объективной оценки тяжести нарушений дыхания во сне.

Исследование показало, что дети, имевшие симптомы нарушений дыхания во сне, имели худшие показатели при проведении стандартных тестов для количественной оценки исполнительных функций (внимания и планирования), памяти, и интеллектуального развития. Эти дети также имели гораздо больше проблем с поведением по сравнению с детьми без нарушений дыхания во сне, о чем свидетельствуют результаты опроса родителей.

«Одна из наиболее примечательных находок настоящего исследования заключается в том, что нейрокогнитивные эффекты были существенными даже у детей, имевших легкие симптомы нарушений дыхания во время сна и не имевших реальных событий апноэ» – говорит д-р Дэниэл Готлиб, ведущий автор этого исследования. «Родители должны помнить о том, что храп их ребенка может свидетельствовать о наличии серьезных проблем».

Даже легкие клинические проявления нарушений дыхания во сне, связанные преимущественно с храпом у этих детей приводят в результате к частым микропробуждениям и фрагментации сна, что ухудшает качество сна и вызывает его депривацию (недостаток). Полученные в этом исследовании результаты сопоставимы с результатами ряда других исследований у взрослых и детей, в которых установлена взаимосвязь между плохим качеством сна и депривацией сна с одной стороны, и проблемами с учебой, сниженной работоспособностью, ухудшением памяти и концентрации внимания, повышенным риском травматизма, проблемами с управлением эмоций и поведения, особенно у детей, с другой стороны.

«К сожалению эти эффекты плохого качества сна зачастую остаются просмотренными или неверно интерпретированными у детей. Если взрослый человек, страдающий от недостатка сна часто выглядит сонливым в дневное время, ребенок в этом случае может выглядеть даже более активным или гиперактивным» – комментирует д-р Хант.

В сопровождающем эту статью редакционном вступлении, д-р Хант обращает внимание на то, что формирование мозга не является завершенным, как минимум до среднего школьного возраста, и поэтому дети могут быть особенно подвержены негативным эффектам нарушений дыхания во сне и их последствиям, особенно, если эти симптомы начинаются во младенческом возрасте или раннем детстве. Отделы мозга, такие как префронтальная кора, регулирующая исполнительный функции, могут быть особенно подвержены повреждениям, вызванным нарушениями дыхания – указывает д-р Хант.

Кроме того, другие исследователи установили, что эффекты нарушений дыхания во сне могут иметь долгосрочные негативные последствия у детей. Например, исследование, проведенное в Университете Луисвиля, показало, что дети младших возрастов, которые громко и часто храпели, чаще имели проблемы с успеваемостью в средней школе – даже через несколько лет после того, как проблема с дыханием была решена.

«Два этих новых исследования акцентируют внимание родителей и педиатров на необходимости внимательно следить за тем, что может выглядеть как незначительная проблема с дыханием их детей во время сна» – отмечает д-р Хант. «Если мы сможем выявить этих детей до того, как разовьются негативные эффекты для их умственного развития, основная задача тогда будет заключаться в том, чтобы определить возможные направления вмешательства для того, чтобы предупредить возможные проблемы с их школьным обучением».

В настоящее время учеными еще не определены безопасные и эффективные методы для уменьшения числа кардиореспираторных эпизодов у новорожденных и младенцев. У более старших детей лечение нарушений дыхания во сне обычно включает в себя операции по удалению миндалин и аденоидов.

В более тяжелых случаях, либо у детей хирургическое лечение которых невозможно, применение аппаратов для терапии постоянным положительным давлением (СРАР), подающих воздух под давлением в верхние дыхательные пути во время сна, может оказаться таким же эффективным методом, каким оно является у взрослых с апноэ сна.

Негативные последствия для здоровья детей, обусловленные нарушениями дыхания во сне, в настоящее время получают все большее признание. В апреле 2002 года Американская академия педиатрии утвердила руководства клинической практики по лечению обструктивного апноэ сна у детей. Рекомендации предусматривают необходимость скрининговых исследований всех детей на предмет выявления у них храпа, а для детей с установленным диагнозом апноэ сна – необходимость лечения.